Организация педагогического процесса в ДОУ.
Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в дошкольном учреждении, подразумевающая прежде всего психологически бережное отношение к личности ребенка, уважение в нем человека, имеющего право на личную жизнь. Жизнь в ДОУ должна быть организована так, чтобы как можно меньше прерывать деятельность детей и мешать ей.
Это находит отражение в гибком режиме под условным названием «Подвижное в неподвижном». Суть его - в свободном выборе воспитателем деятельности детей в зависимости от поставленных им задач, погодных условий, объема и сложности обучающего материала.
Воспитатель сам решает, в каких формах и видах деятельности он будет решать те или иные воспитательно-образовательные задачи. Он обязан продумать стиль и модель общения с воспитанниками, позаботиться об эмоциональном фоне детской деятельности.
Известно, что отношения детей с воспитателями играют огромную роль в формировании их личности, В речи воспитателя, в примерах, которые он демонстрирует своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития.
В своих отношениях с детьми воспитатель должен помнить о том, что:
- ребенок ему ничего не должен; это он должен помочь ребенку стать более состоятельным и ответственным;
- в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает, и только с учетом его состояния и интересов требовать от него соблюдения социальных норм и правил;
- навязывание правил и требований против воли детей - это насилие, даже если намерения взрослого преследуют благие цели;
- запретов и требований не должно быть много - это ведет к пассивности и низкой самооценке воспитанников;
- тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи воспитателя так же, как и драчун и егоза;
- благополучная социальная ситуация развития - лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития.
Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.
Воспитатель при отборе методов и приемов взаимодействия с детьми должен помнить следующее:
- Обеспечивать успех во всех делах ребенка, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи - его задача.
- Хвалить надо от души, а верить и доверять безоговорочно.
- Необходимо договариваться, находить общее решение, уступать желаниям.
- Прощать следует искренне.
- А вот сравнивать детей, ставить их друг другу в пример, а также приказывать, требовать жестко не следует.
- При организации жизни детей целесообразно учитывать задачи развития и воспитания, возраст детей, их интересы, потребности и возможности.
- Выбор содержания деятельности должен идти от детей, их желаний и уровня развития. Дети должны быть участниками планирования деятельности: их вопросы, идеи, предложения, особенности поведения, опыт жизни в детском саду и за его пределами - важнейшие критерии отбора содержания воспитания и обучения и сроков его реализации.
Благодаря такому открытому планированию детям предлагают то, что для них значимо в данный момент жизни. Открытое планирование требует перестройки деятельности воспитателя, которая должна стать свободной от жесткой методической и содержательной регламентации.
В работе воспитателя всегда присутствует определенная доля импровизации. А для этого необходимо особое профессиональное умение - умение длительно и систематически вести наблюдения за детьми, анализировать и интерпретировать результаты наблюдений, которые и становятся основой открытого планирования.
Таким образом, педагогический процесс должен базироваться на двух основаниях:
- на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы (стратегия педагогического процесса);
- на педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса).
Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления вносят свои коррективы в запланированную деятельность. С целью охраны физического и психического здоровья детей, внесения размеренности в их жизнь необходимо поддерживать ее стабильные компоненты, осуществлять привычные для детей ритуалы: режимные моменты (сон, питание, прогулка), систематические занятия, утреннюю гимнастику, обсуждение предстоящих дел и т.п.
Наряду с этим в повседневную жизнь важно вносить элементы сюрпризности с тем, чтобы разнообразить ее, сделать радостной и интересной; сохранить специфику игры и обучения, одновременно давая простор для реализации позитивных детских замыслов.
Нынешние дети живут в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Их развитие не может не зависеть от этого. И не учитывать данное обстоятельство - значит заведомо создавать тупиковые ситуации в развитии ребенка.
Талалаева
Людмила Николаевна
Персональный сайт воспитателя
МДОУ ВМР "Детский сад №2 "Росинка"
г.Вольска Саратовской области."
"Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать
их счастливыми»
Оскар Уайльд